Филиал РГГУ в г. Домодедовоarrow О нас пишутarrow Как стать лидером
поиск:
Н. Шарова "Как стать лидером?"

В прошлом номере газеты мы рассказали о первых двух из четырех дней, во время которых жители района могли познакомиться с Домодедовским филиалом Российского государственного гуманитарного университета. Эта специальная программа была приурочена к весенним школьным каникулам. Пришедшие в эти дни попали на День открытых дверей, соревнования по компьютерным играм, настольному теннису, шахматам и шашкам.

Но на этом настоящий студенческий праздник, который устроило руководство РГГУ для домодедовцев, не закончился. В следующие два дня прошла конференция для школьников и состоялась автобусная экскурсия с посещением музея университета. Подробности этого – в сегодняшнем номере «Призыва». После того, как ученица 10 класса и одновременно учащаяся подготовительного отделения домодедовского филиала РГГУ закончила доклад на тему «Конфликт в орга-низации», ее попросили ответить на вопрос: «Представьте себе, что вы - сотрудник фирмы и у вас возник конфликт с начальником. Он, к примеру, требует выполнить какую-то дополнительную работу, которую вы делать не должны. Как бы вы поступили: убедили начальника в своей правоте, объявили ему войну, или согласились с его требованиями?» Девушка подумала, а потом ответила: «Сначала я попыталась бы привести аргументы в защиту своей точки зрения, а потом, если бы это не помогло, и я бы не захотела терять эту работу, скорее всего, согласилась с требованиями начальника и выполнила их». Так 15 - летняя девушка спокойно озвучила свои размышления, основанные на житейской логике скорее зрелого человека, чем подростка.

Совершенно взрослые выводы, вроде такого: «В нашей стране не хватает справедливости. Богатые имеют все, бедные - ничего», - в этот день звучали из уст старшеклассников еще не раз. Эти юноши и девушки стали участниками школьной конференции, посвященной в основном экономическим вопросам. Мероприятие, проходившее в дни школьных каникул, и вошедшее в программу «Четыре дня с Российским государственным гуманитарным университетом» стало, пожалуй, одним из самых интересных районных событий в сфере образования. Сразу несколько докладов были посвящены теме лидерства в коллективе. Кто-то из ребят говорил о том, чем менеджер отличается от лидера, другие раскрывали само содержание понятия лидерства. После того, как доклады завершались, заместитель директора домодедовского филиала РГГУ Андрей Владимирович Гранкин и системный администратор филиала Александр Николаевич Федотов задавали будущим студентам вопросы. Я тоже не удержалась и присоединилась к беседе.

Одну из девушек, которая в своем выступлении говорила о том, что лидером в коллективе может быть не только начальник, но и его заместитель, спросили вот о чем: что, по ее мнению, нужно делать начальнику, если его заместитель – лидер? Реальных выходов из такого положения дел может быть, в принципе, не мало. Но докладчица выбрала следующий: «Если заместитель не приносит вред своим лидерством - ничего страшного, пусть работает!» Отвечая на вопрос о том, может ли человек стать лидером, если в нем от природы не заложе-ны качества, необходимые для такой «должности», наша собеседница сказала, что качества, нужные для лидерства, можно в себе воспитать – было бы желание и знание того, как это сделать!

Татьяна Недорезова, учащаяся домодедовского лицея № 3, выступала на конференции первой, она рассказывала о стиле лидерства. В процессе подготовки доклада, сообщила Татьяна, отвечая на мои вопросы уже после окончания конференции, она узнала о том, как можно найти общий язык с коллегами, подчиненными, повлиять на ход событий в коллективе. Татьяна Недорезова – председатель совета старшеклассников лицея, и она вполне может использовать эти навыки для установки стиля общения с коллегами – старшеклассниками и исполнения роли школьного лидера. В лицее часто проходят праздники, дни самоуправления и другие события, в подготовке которых самое активное участие принимает совет старшеклассников, так что недостатка в делах и заботах у Татьяны не бывает. Приобретением новых знаний Таня занимается постоянно. Освоила начальный курс «Ешко» по немецкому языку (в школе она занимается английским), сейчас изучает журналистику по такой же программе. Еще она учится на подготовительном отделении РГГУ. Эти занятия помогают ей знакомиться с такими дисциплинами, которые не преподают в школе, получать новую интересную информацию. После школы Татьяна собирается поступать в Домодедовский филиал РГГУ на факультет «Управление предприятием». Надеемся, что при таком серьезном подходе к делу, сложностей с поступлением у нынешней лицеистки, скорее всего, не будет.

Объективной красоты не существует?
На куске необработанной древесины вырезана картина, она названа «Полет души». Внизу запечатлены две маленькие фигурки, одна из которых – только что умерший человек. Над телом в причудливом зигзаге, оставившем след на дереве, летает душа - маленький комочек с крыльями. Этот экспонат - лишь одна из сотен работ, представленных в музее «Другое искусство», расположившемся на нескольких этажах здания Российского государственного гуманитарного университета. Экскурсию в музейную и библиотечную зоны этого вуза организовал для школьников домодедовский филиал университета.

Все собранные здесь экспонаты относятся к так называемому неофициальному искусству 50-80 годов прошлого века, оказавшемуся за рамками принятых канонов культуры тех лет, а именно - канонов социалистического реализма. Представленные в музее работы четыре года назад подарил университету коллекционер Талочкин. Он собирал в основном картины в течение 40 лет и хранил это богатство, с трудом уместившееся в шести залах, в двухкомнатной квартире. Талочкин когда-то работал инженером, потом перешел на сменную работу (кажется, кочегаром в котельную), а все свободное время посвящал общению с друзьями - художниками, коллекционированию. Многие из авторов работ, собранных в его коллекции, эмигрировали за границу, кто-то умер, другие продолжают жить и творить. Благодаря доброй воле коллекционера произведения этих авторов стали доступными для людей, их можно увидеть и оценить. Такой подарок оказался бесценным посмертным даром коллекционера, который два года назад ушел из жизни.

Все работы, которые нам довелось увидеть, были действительно абсолютно эксклюзивными, а стили, в которых они написаны, никак не назовешь классическими. На одной из картин под названием «Старинный романс» закреплены настоящие детали музыкальных инструментов: гитары, баяна. С другого полотна смотрит подмосковная миллионерша в мехах, нарисованная с явной иронией, на третьей воссоздан образ старой газовой плиты, еще на од-ной - почти эфирный портрет полуженщины - полубабочки. А в одном зале разместились странного вида металлические конструкции, напоминающие причудливые башни.

Особенно любопытными мне показались картины с философским подтекстом. Вот мальчик стоит на огромной скале, а внизу - пропасть, эта картина называется «Над вечностью». «Встаньте и бойтесь!» - призывает еще одна картина, изображающая две человеческие головы с очень мужественными выражениями лиц. Другое полотно изображает скорбь. Люди на ней запечатлены в самых разных позах. Кто-то стоит на коленях, согнувшись, другой человек сидит на полу в тупом оцепенении, выставив огромные голые стопы, третья женщина сидит на стуле и держится за голову, а молодая красивая девушка, стараясь, видимо, не потревожить никого, на цыпочках переходит комнату, на ее лице - едва заметная улыбка - ей хочется радоваться жизни, несмотря ни на что.

На одной из абстрактных картин художник написал слова: «Объективной красоты не существует». Пожалуй, такое выражение вполне может стать девизом этого необычного музея. Восприятие всего этого художественного богатства зрителем, его оценка красоты или некрасивости произведений, оказываются в этом случае совершенно субъективными и, скорее всего, спорными. Но кто сказал, что это плохо?

Другое небольшое путешествие, которое наша группа совершила в тот день, состоялось в библиотеку университета. Ее фонд складывался на протяжении почти всего 20 века на базе двух учебных заведений: Московского народного университета Шаневского и Московского историко-архивного института. В библиотечном фонде насчитывается около миллиона томов, в том числе 20 тысяч редких книг, попавших сюда после революции из официальных организаций и частных коллекций. Здесь хранятся восемь древних рукописных памятников, около тысячи книг так называемой гражданской печати, вышедших в свет еще при Петре 1 и отпечатанных шрифтом, который он специально заказывал в Голландии, прекрасная учебная литература конца 19 - начала 20 веков, коллекция первых изданий поэтов серебряного века, и много других редких книг.

Библиотека славится не только собранием редкостей, но и тем, что использует самые современные компьютерные технологии. Вся работа здесь автоматизирована, открыт специальный зал – медиатека, это справочно-информационный компьютерный центр, в котором могут работать студенты.

Еще один университетский музей, занимающий несколько залов, оказался абсолютно иного стиля, чем предыдущий. Он является одним из составных частей музея изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь собраны гипсовые копии памятников культуры и письменности стран древнего мира. Создателем музея изобразительных искусств при Московском императорском университете в начале века стал Иван Владимирович Цветаев, отец знаменитой поэтессы Марины Цветаевой. Его имя носит и музей гипсовых копий в РГГУ. Он работает не только как выставка, но стал еще и учебной базой университета.

Представлены копии скульптур, созданных много веков назад в Египте, Риме, Греции, других странах. В одном из залов расположилась даже копия стелы, на которой были начерта-ны знаменитые законы Хаммурапи, царя Вавилона. Мы увидели древнеегипетских сфинксов, фигуры фараонов и царей, фрагменты настенных надписей, предметы, найденные в местах погребения людей, узнали от экскурсовода об очень многих интересных подробностях того, как жили, строили, и даже как думали люди сотни и тысячи лет назад.

Несколько залов были заполнены скульптурами Рима и Греции. У каждого из этих произведений - своя история, с каждым связан какой-то миф или легенда. Вот маленькая фигурка менады, она изображена в движении, одну руку занесла назад. В руке она зажимает нож, которым собирается убить козленка, голова девушки откинута назад. Менады (в переводе с греческого безумствующие) были, согласно древним мифам, спутницами бога Диониса. Во время культовых шествий бога менады устраивали безумные танцы. В экстазе они закалывали детенышей животных, и пили их кровь. По словам нашего экскурсовода, менады, согласно преданиям, для достижения состояния экстаза, употребляли наркотические вещества.

Мы ходили по залам и перед нами, представали все новые скульптуры. Тела богов и героев в этих прекрасных произведениях искусства были изящны и красивы, они удивительно точно передавали строение живой человеческой фигуры. Вспомнив поход в музей «Другое искусство» и надпись на одной из картин, я подумала, что объективная красота, видимо, все же, существует: вот такая, как в этих скульптурах, такая, которой люди восхищаются веками!

Источник: Призыв: Домодедовская муниципальная газета.
8 апреля 2004.

Образовательные кредиты